ИсторияОранжевая революцияБолее тридцати лет назад в футболе произошел переворотСаги Коэн, Спорт 5. Израиль 09/07/2005 В футболе, как и в любом другом виде искусства, трудно бывает понять, что ты являешься свидетелем революционного изменения в тот момент, когда оно происходит. Обычно только по прошествии нескольких лет, оглядываясь назад, можно оценить значение переворота, произошедшего в игре. В футболе, как и в любом другом виде искусства, трудно бывает понять, что ты являешься свидетелем революционного изменения в тот момент, когда оно происходит. Обычно только по прошествии нескольких лет, оглядываясь назад, можно оценить значение переворота, произошедшего в игре.
Однако, как и в любом правиле, и здесь бывают исключения. И самым знаменитым из них стала сборная Голландии образца 1974 года. Тот, кто своими глазами видел тогда эту сборную, уже тогда осознал, что футбол изменился, и никогда не будет таким, каким он был до этого. Почти все доминирующие элементы современного футбола родились в той сборной: прессинг, ведение мяча, борьба за темп, борьба за пространство, а также разделение понятий контроля мяча и пространства и контроля игры. Но, если быть совсем точными, эти изменения произошли не вдруг, а явились завершением процесса, продолжаввшегося почти все предыдущее десятилетие. 1974 год был просто годом, когда перед всем миром предстало чудо голландского тотального футбола.
Начало голландскому чуду положил довольно посредственный футболист, ставший затем тренером полулюбительского амстердамского клуба. Его имя Ринус Михельс. Чтобы осознать размеры переворота, произведенного Михельсом в футболе, надо на секунду заглянуть в историю голландского футбола до "михельсовского" периода. Сборная Голландии решила не принимать участия в первом
чемпионате Мира 1930 года. В последующих двух мировых первенствах голландцы участвовали, однако не проходили дальше первого круга. На Мондиаль-50 и Мондиаль-54 снова Голландия решила
не ехать, а в последующие четыре чемпионата не попадала, поскольку не проходила отборочные турниры. И вот, спустя 36 лет после того, как в последний раз сборная Голландии принимала участие в
финальном турнире чемпионата Мира, она приехала в Германию, привезя в багаже чудо под названием "тотальный футбол"
На уровне клубов "тотальная голландская революция" была не менее впечатляющей. До 1968 года ни одиг голладнский клуб не играл в финале европейского клубного турнира. Средний футбольный
болельщик того времени едва ли смог назвать хотя бы два голландских клуба, примерно как современный средний болельщик вряд ли назовет хотя бы пару известных ему клубов Словении. А в
промежуток с 1968 по 1972 год пять раз подряд выходили в финал Кубка европейских чемпионов, и четыре раза подряд становились его обладателем.
До сих пор в Европе нет ни одной страны, которая смогла бы совершить переворот в своем футболе, подобного голландскому. У Венгрии была сильная сборная в 50-х годах, однако венгерские клубы того времени никто не помнит. Французы построили прекрасную сборную во второй половине 90-х годов, однако их клубы не выделялись ничем из общей серой массы европейского клубного футбола. Были и обратные примеры, как например, Англия времен великих Ливерпуля и Ноттингем Фореста. Однако голландцы умудрились за короткий срок создать фантастическую сборную и, одновременно, голладнские клубы в тот период доминировали в европейском футболе. Но это было не единственное достижение "голландской революции". Достижения "оранжевых" не сошли на нет после того, как ушло из футбола "золотое поколение". Сумев перестроиться под новые тенденции, и взяв тайм-аут для реорганизации, сборная Голландии смогла выиграть чемпионат Европы 1988 года, а Аякс в 1995 году выиграл Лигу Чемпионов.
Каковы же составляющие "голландского чуда"? Или, другими словами, как Михельс изменил футбол? На исходе 60-х годов стало ясно, что футбол шестидесятых, построенный на звездах, изжил себя. Способность нейтрализовывать ведущих игроков - посредством нарушения правил или плотной опеки - сделала зависимость команды от "звезд" смертельно опасной. Команды того времени строились на том, что сильные игроки - игравшие, как правило, на переднем крае, на четко обозначенных позициях - решали исходы встреч. Таким образом, результат обеспечивался только частью игроков на поле, и результат зачастую зависел от их способности в нужный момент забить решающий гол.
И хотя еще со времен венгерской сборной пятидесятых ушла в прошлое теория постоянной позиции игрока на поле, тем не менее, осталось четкое распределение обязанностей на поле, и разные требования к игрокам разных линий. По-прежнему, исходы встреч решали игроки нападения (Пеле, Эйсебио, Пушкаш, Ди Стефано) за счет лучших физических и игровых качеств, чем игроки защиты соперника. Однако прогресс в игре игрков обороны, в особенности после изобретения "катеначчо", вместе с возросшим атлетизмом защитников, привели к тому, что в середине 60-х защита все чаще и чаще стала переигрывать нападение и нейтрализовывать нападающих. В свою очередь, это приводило в упадок и саму игру.
Апофиозом "загнивающего футбола" стали сезоны 1965 и 66 годов. В 1965 Интер выиграл Кубок европейских чемпионов, переиграв в финале Бенфику (с Эйсебио) со счетом 1:0. А на чемпионат Мира 1966 года запомнился "охотой на Пеле", которого безжалостно "косили" в каждом матче, а Эйсебио больше был занят на поле тем, что увертывался от подкатов, нежели созиданием голевых моментов. В результате чемпионом стала Англия - сборная без звезд, но в прекрасной линией обороны.
Футбольные теоретики встали перед дилемой. Как развивать дальше игру? Строить команду вообще без звезд, опираясь на командную игру, или найти новый способ их использования. Был только один тренер, который не считал, что эти два варианта несовместимы и придется выбрать какой-либо один из них. Этим тренером был Ринус Михельс. По его мнению, самым правильным было построить командную игру, которая позволит наилучшим образом использовать "звездный" потенциал. Тактику игры, построенную вокруг этой философии, он назвал "тотальный футбол".
Для этой тактики ему требовались особые игроки с особым футбольным мышлением. Все игроки, по этой схеме, должны были уметь как нападать. так и обороняться. В идеале она должна была стереть грань между игроком нападения и игроком защиты. И если посмотреть на качество игроков высокого уровня сегодня, видно, насколько все они "выросли" из теории Михельса. Можно сказать, что Михельс создал игрока нового типа, вывев футболиста из своеобразной "прострации", заставив его работать по всему полю.
Футболист, по теории Михельса, должен был обладать всеми качествами, необходимыми в игре по всему полю. Поскольку все футболисты могли атаковать, то в атаке команды участвовали все, создавая преимущество на половине поля соперника. Когда команда оборонялась, она оборонялась всеми силами, перенося численное преимущество на свою половину поля. Михельс говорил, что увидел свою тактику игры в футбольных матчах на улицах Амстердама, где играли по системе "все атакуют - все обороняются"
Еще одно преимущество системы Михельса было в том, что, поскольку в атаке команды участвовали все футболисты, сопернику тяжело было сконцентрироваться на персональной опеке "звезд", поскольку это оставляло бы свободными других игроков, которые обладали достаточным умением забивать голы. Ослабление опеки дало "звездам" глоток воздуха, и позволило им с новыми силами предстать во всей своей красе. Таким образом, Михельс не только позволил "звездам" вновь показывать все, на что они способны, но и все, кто играл рядом с ними, имели возможности для демонстарции своих умений.
Футболистом, который на все 100% подошел под систему Михельса, был Йохан Кройф. Сам Михельс как-то сказал: "Для игры в тотальный футбол мне нужен был тотальный футболист, и я нашел такого в лице Кройфа". Может, Кройф не был самым великим футболистом всех времен (хотя, вероятно, найдутся и такие, кто с этим утверждением не согласится), но, по крайней мере, он был самым элегантным футболистом всех времен.
Его энергичное перемещение по полю, характерное перескакивание через ногу соперника, вытянутую в подкате, способность забивать сложнейшие мячи без какого-либо видимого усилия, способность заставлять всех, кто играл рядом с ним, не просто играть лучше, а играть красивее - все это ставит Кройфа в один ряд с самыми великими футболистами мира. Кроме всего этого, Кройф был самым ярким представителем тотального футбола - его способность точно выбирать место на поле и, тем самым, влиять на весь ход атакующего или оборонительного действия всей команды, было именно тем краеугольным камнем, вокруг которого строился голландский прессинг в обороне, и который способствовал фантастической голландской игрой в пас в атаке.
За свою карьеру Кройф стал шестикратным чемпионом в составе Аякса, добавил еще один титул с Барселоной, и один - с Феенордом. С Аяксом он завоевывал пять раз Кубок Голландии, Кубок Испании с Барселоной и еще один голландский - с Феенордом. Трижды в составе Аякса он становился обладателем Кубка европейских чемпионов. Трижды признавался лучшим футболистом года в Европе. Завершив карьеру футболиста, Кройф, будто для того, чтобы еще раз продемонстрировать, что секрет голландского чуда не в ногах, а в голове - он ушел на тренерскую работу. С 1991 по 1994 годы он четыре раза подряд приводил Барселону к золоту испанского чемпионата. Победа в Лиге Чемпионов с Барселоной и два Кубка обладателей Кубков (с Аяксом и Барсой) - только часть тех титулов, которые Кройф собрал в качестве тренера. Как и его учитель Михельс, Кройф всегда верил - и верит сейчас - что футбол должен основываться на командной игре, которая служит фундаментом раскрытия потенциала "звезд" команды. Как и Михельс, Кройф считал, что футболисты в команде должны иметь одинаковое видение футбольной игры, они должны быть воспитанниками единой футбольной культуры. К слову, Барселона Кройфа была самой каталонской из всех последних "барселон". И, как и Михельс, Кройф считал, что путь к успеху - не подражание, а вечный поиск нового.
Вклад Кройфа-тренера в мировой футбол едва ли не больше, нежели Кройфа-игрока. Кройф (месте с Михельсом) стал "изобретателем" позиции опорного полузащитника в его современном виде. И, как это было с "тотальной революцией" Михельса, Кройфу здесь ему понадобился "тотальный игрок", который идеально подошел бы под новую концепцию. Таким футболистом стал Френк Райкаард. И не случайно, что эта позиция на поле, требующая большого умения как в игре в обороне, так и в нападении, родилась именно в голове голландского тренера, для голландского футболиста, из голландской футбольной традиции. Только на наследии тотального футбола может "родиться" футболист, от которого требуется одинаковое умение в столь разнообразных игровых позициях.
Момент рождения позиции опорного полузащитника был, наверное, самым смешным в истории игры. На чемпионате Европы 1988 года никто не знал, как поределить позицию, на которой играет Райкаард. Понятно было, что он не был выдвинутым центральным защитником, поскольку это место занимал Куман, а Райкаард играл перед ним. В то же время, он не был тем, кого в то время называли "разрушителем атак", поскольку Райкаард не задумываясь переходил середину поля, чего "разрушители" не делали, как правило. Прошло немало времени, пока эта позиция стала понятна и принята.
А тем временем, Голландия стала чемпионом Европы, а Милан дважды становился обладателем Кубка европейских чемпионов (в 1989 и 1990 годах) - и во всех трех случаях, Райкаард играл ключевую роль на позиции опорного полузащитника. И чтобы еще раз подтвердить ее краеуголность, в финале 1990 года, против Бенфики, он стал автором единственного гола. И будто не успокоившись на этом, Райкаард вернулся в Аякс, и в его прощальном матче против Милана, он своим последним касанием в карьере футболиста вывел на голевую позицию Патрика Клайверта, чтобы тот забил победный гол в игре. Случилось это в финале Лиги Чемпионов 1995 года.
Карьера Райкаарда стала образцом для подражания целого поколения голландских футболистов, которые выросли, с одной стороны, на легенде о тотальном футболе, а с другой - на "тотальной модели" самого Райкаарда. Так в голландском футболе родился уникальный феномен, технические и индивидуальные требования к футболистам одинаково высоки на всех позициях. Каждый голландский футболист, вне зависимости от его позиции на поле, может служить моделью футболиста тотального футбола. Это высокотехничные футболисты, с прекрасным пониманием игры, точным чутьем места, в котором необходимо оказаться на поле, и способностью во время игры думать "в футбол", а не только играть в него.
Вот так вот принципы, заложенные Ринусом Михельсом с целью решения специфической проблемы, возникшей на исходе 60-х годов, развитые далее такими игроками, как Кройф в 70-х и Райкаард в 80-х и 90-х, превратились в базу динамически развивающейся идеологии культуры футбола - самой сильной и мощной за всю историю игры. Эти принципы, кроме того, подарили нам незабываемые игры,
такие, как финал КЕЧ 1972 года между Аяксом и Интером, трагический финал с Германией в 1974 году, игры на пути к завоеванию очередного Кубка европейских чемпионов в 1995 году.
И еще - тотальный футбол нам подарил фильм. Да, да, тот самый фильм "Футболка номер 14". Номер на оранжевой футболке сборной Голландии, и на красно-белой футболке Аякса человека, который выглядел так элегентно на поле, что никому и в голову не могло придти, что на своих плечах он несет груз целой революции.
| 24 гoдa [04/07/2006] Дa-дa-дa-дa... Пoчти в эти сaмые дни (тoчнее, 8 июля), рoвнo 24 гoдa нaзaд.... 24 гoдa – кaкaя пугaюще oгрoмнaя цифрa. Мaленький мaльчик, зaкoнчивший тoгдa 6 клaсс и нa летних кaникулaх oстaвшийся дoмa, игрaл утрoм 9 июля в гoстиннoй кoмнaте нa пoстеленнoм крaснoм кoвре, a нa чернo-белoм экрaне телевизoрa шлa в пoвтoре ИГРA. |
| | Как в старые добрые времена [08/10/2005] В этой встрече играли ветераны. Какие имена! Чанов, Трошкин, Буряк, Демьяненко, Беланов, Дасаев, Ярцев, Хидиятуллин, Черенков… А какая интрига? «Динамо» Киев - «Спартак» Москва! После распада СССР, мы не можем регулярно наслаждаться этим супердерби. Отдельные встречи «Динамо» и «Спартака» в рамках Кубка-Содружества – это уже не совсем то. Но хорошо, что не стареют душой ветераны и, глядя на них, мы еще можем вспомнить о славных временах противостояния бело-синих и красно-белых. |
| | В этот день [30/08/2004] Я решил для того, чтоб наши достопочтейнейшие читатели не лазили по дебрям Интернета, выложить в этой теме маленькие статейки на многих как современных, так и не очень современных игроков мира. |
| Днепр - Спартак. Двадцать лет спустя [29/10/2003] 6 ноября 1983 год. Сумашедшая рубка в Днепропетровске. Спартаковцы сражаются как гладиаторы в последнем бою, но сил не хватило.... И Днепр -Чемпион СССР. Прошло 20 лет.... |
| | 15 лет победы в Сеуле [03/10/2003] А, вообще-то, 1 октября - пятнадцатилетие исторической победы нашей сборной над бразильцами в финале сеульской олимпиады.
|
| | Паб «У сороки» [26/05/2003] Немного истории одного английского гранда в традиционном местечке - то ли существующем, то ли только начинающем существовать. |
| | Команда моего детства [14/05/2002] Родился я в Алма-Ате и жил в 10 минутах ходьбы от Центрального стадиона
в городе, того стадиона, где наш местный "Кайрат" принимал "Спартак" и
киевское "Динамо", "Днепр" и "Зенит". Принимал, при условии, что в
прошедшем сезоне, не вылетел в первую лигу. |
| | 1950. Статистика [08/04/2002] Ну, и по доброй традиции статистические данные по бразильскому чемпионату. |
| | 1950. На Маракане и в окрестностях [08/04/2002] Итак, отборочные игры худо-бедно прошли, и кто захотел из их победителей, приехал. |
| | 1950. После войны... [06/04/2002] Довольно скоро после окончания войны ФИФА вернулась к вопросу о чемпионатах мира. Кубок мира, вручаемый чемпионам, не был утрачен во время войны – итальянец, виде-президент ФИФА Dr. Ottorino Barassi сберег его в коробке из-под ботинок под своей кроватью. Вынули, обтерли, и в честь Жюля Риме, президента ФИФА назвали Кубком Жюля Риме – за заслуги, как водится. |
| | История Баварии. Часть 1. [03/04/2002] Сто лет истории этого клуба начинаются и заканчиваются людьми с одним и тем же именем - Франц. Франц Джон основал Команду в 1900 году, а Франц Беккенбауер ведет Баварию в 21 век |
| | 1938. Статистика [30/03/2002] Традиционное завершение рассказа о чемпионате - статистика финального турнира ЧМ-1938. |
| | 1938. Турнир начался [28/03/2002] Отборочный турнир худо-бедно завершился, и пришло время игр финальной стадии. К тому времени французы расширили столичный Stade de Colombes и подновили стадионы в Бордо и Марселе. |
| | 1938. Закрывая глаза на ближайшее будущее [23/03/2002] Третий чемпионат прошел во Франции. Решение об этом было принято по целому ряду соображений - логичнее было бы провести его по принципу чередования в Южной Америке. |
| | 1934. Статистика (окончание) [19/03/2002] Кое-какие засушенные цифры и факты, касающиеся финального турнира ЧМ-1934, можно найти здесь. |
| | Статистика ЧМ 1966 [07/03/2002] На английском |
| | 1966. Законченые воспоминания ТВ-очевидца [3] [07/03/2002] Много розового. В легкую сиреневую крапинку |
| | 1966. Незаконченые воспоминания ТВ-очевидца [2] [08/03/2002] Много розового. В легкую сиреневую крапинку |
| | 1966. Смутные воспоминания ТВ-очевидца [1] [05/03/2002] Много розового. В легкую сиреневую крапинку. Ну и ладно.
|
| | 1934 (продолжение) [06/02/2002] Итак, турнир с участием 16 сборных стартовал 27 мая 1934 года. Безусловными фаворитами второго чемпионата мира считались хозяева-итальянцы и т.н. вундертим - Австрия. |
|
|